Лютичи - это союз поморских славян, населявших территорию современных северовосточной Германии и северозападной Польши, они проживали там, где сейчас находятся города Берлин, Росток, Бранденбург, Щецин.
В 738 г. во время похода Карла Мартелла франкам стали известны «вильцы» (с X в. называвшиеся также лютичами); новый поход против них совершил в 789 г. Карл Великий; союзниками Карла в борьбе против вильцев стали ободриты, (другой племенной союз из балтийских славян), часто воевавшие с вильцами-лютичами «из закоренелой вражды», как отмечают франкские анналы под 808 г. Лютичей часто называли вильцами влоть до XI века, уже после их исхода на земли современной Беларуси. Вильцы - значит волки, тотемный знак лютичей. На землях Великого Княжества Литовского было много названий, связаных с вильцами, например, из сохранившихся - река Вилия (по-литовски Нярис), отсюда же - город Вильня, город Вилейка.
Как говорит средневековый хронист Гельмольд в «Славянской хронике», вильцы или лютичи – это союз славянских племен, в который в ІХ-ХІ входили хижане (они же кыцины или кессины), черезпеняне (они же цирципаны или жиржипане), доленчане (доленцы или толленсы – по названию озера Толлензее (это немецкое его название, а славянское название было, видимо: Доленское озеро или Доленце, от слова «долина») и редарии (ратари, ретряне). О союзе из четырех племен говорит и так называемый «баварский географ». Но современные историки уточняют, что в действительности, кроме этих племен в лютичский союз входили и некоторые другие. Причем, кроме четырех вышеупомянутых племен, про некоторые другие племена историки точно не знают, относились ли они к лютичам. В частности, неясно, к ободритам или лютичам следует отнести большое племя древан, занимавших левый берег Эльбы по линии Гамбург – Магдебург, а также и линян (глинян), живших на правом берегу Эльбы.
Из четырех главных племен, образовавших союз велетов, на первом месте были ратари, ретряне (в написании их наименования источники значительно расходятся), князь которых являлся великим князем всех лютичей. Обитали они вокруг города, первоначально называвшегося Ридегост-Радегост (Riedigost), позднее Ретрa, в котором находился известный храм бога Сварожича Радогоста c оракулом, куда славяне отовсюду совершали паломничество. Адам Бременский называет Ретру Civitas vulgatissima, sedes ydololatriae, в другом месте он же пишет «metropolis Sclavorum». Ретра была уничтожена Лотарем примерно в 1127 году. Где она находилась, установить до сих пор не удалось, несмотря на усиленные поиски немецких археологов. Обычно полагают, что она находилась либо у Нойстрелица, либо у озер Мюрицерзее — Толлензее (Долензее). Где-то здесь, среди болот и трясин этого края, и обитали ратари.
Ближайшими соседями ратарей были доленцы, доленчане (Тоlensani, область Dolenz), область заселения которых простиралась на север к реке Пене и на юг к девственному лесу между Доленским озером и рекой Укрой. Дальше жили череспеняне (Cirzipani), называвшиеся так потому, что, как это правильно объясняли уже Адам Бременский и Гельмольд, они обитали за рекой Пеной (Peene) (через — древнеславянское чрезъ). От доленчан и ратарей их отделяла река Пена, на севере же они доходили до укрепленного пункта Бурле на Варне. Главными укрепленными пунктами череспенян были Дымин (Demmin), Велигост (Velgast) и Гоцков (Gutzkow). Позднее в Цирципанию включалась и prov. Tribucensis на реке Требел, a также Барта, находившаяся на побережье, напротив острова Руяна. Между череспенянами, ободритами и варнами на побережье обитало четвертое лютичское племя кыцины, или хижане, название которых произошло от славянского хыжь (рыбацкая хижина; это слово перешло в немецкий язык в форме Kietz, Kietzin).
Особую и чрезвычайно важную с исторической точки зрения группу образовывали также племена, населявшие острова, расположенные в заливе, образуемом Одером: Узноим (Usedom), Волин (Wollin) и Руян (Rügen). B отношении этих племен также трудно определить, принадлежали ли они к лютичам или к поморянам. Известно, что Руян был отдельным государством, но не исключено, что в некоторый период времени он находился в тесном союзе с лютичами. То же самое можно сказать и про Волин. Есть сведения, что в некоторый период истории это, возможно, был город-государство, но оно, возможно, подчинялось королю Руяна, но не исключено и то, что оно находилось в союзе с лютичами. Достоверно известно только то, что в 1124 г. и далее Узноим и Волин точно принадлежали уже поморянам.
Точно неизвестно, являются ли названия термины «вильцы» и «лютичи» самоназванями славян, входивших в этот союз. (Возможно и скорее всего, самоназвание их было велеты – об этом будет сказано дальше.) Хотя и то, и другое – вильцы и лютичи – это слова славянского происхождения. Вильцы – означает волки (древнеславянское влък, польское wilk, множественное число wilci). Лютичи, по одной версии, – это фактически синоним первого названия (лютичи – лютые, именно в смысле: лютый, как волк). По другой версии слово Lutici может означать: потомки Люта (от древнеславянского лютъ — жестокий). Черты национального характера вильцев, по крайней мере в той степени, в которой они известны нам по историческим памятникам, действительно совпадают с этими эпитетами. Вильцы всегда характеризуются источниками как самый мужественный и самый воинственный славянский народ, и этой характеристике они обязаны прежде всего проводившейся ими с VIII по XII век упорной борьбе против германского господства и насаждения среди них христианства. Ни один славянский народ не вел в то время такой упорной, ожесточенной борьбы с немцами. Отсюда и возник эпитет Vіlсі (волки), Lutici (лютичи), то есть, вполне возможно, что вильцами и лютичами их называли те, против кого они воевали: франки, а потом германцы.
Благодаря такой мужественности и воинственности вильцы-лютичи часто упоминаются в средневековых хрониках и поэтому наименование «вельт» проникло и в скандинавские саги, и в русские былины, в которых народная традиция сохранила его в значении великана.
В связи с уже упомянутым наименованием «вельт» надо сказать, что, возможно, именно самоназвание лютичей было: велеты (Velti). Но этимология этого слова как раз затруднена: то ли от слова «великий», то ли это слово связано со славянским корнем Vel – magnus (см. белорусское "волат").
Князь ратарей являлся великим князем всех лютичей. Но это сказано не совсем точно. Дело в том, что Титмар Мерзебургский говорит: «Во главе всех тех, которые вместе называются лютичами, не стоит какой-либо особый государь. Обсуждая на собрании свои собственные нужды, они все единодушно приходят к согласию о том, что следует предпринять. Если же кто-либо из сограждан им на собрании противоречит, то его бьют палками, а если он и вне собрания открыто противится, то либо все его добро подвергают сожжению и полному разграблению, либо он в их присутствии уплачивает в соответствии со своим рангом необходимую сумму денег» (Титмар Мерзебургский [13], 1012–1018 гг., "Хроника"). То есть каждое из племен лютичского союза управлялось своим князем, а в целом лютичский союз был вечевым государством (или, точнее, все же протогосударством) наподобие Новгородской республики, к сожалению уничтоженной Московией. После исхода на земли верховий Немана и Вилии, и приняв участие в рождении Великого Княжества Литовского, лютичи передали похожий способ управления новому государству.
Правда, об истории лютичей до конца 780-х годов историкам вообще ничего не известно, может быть, в то время они и имели единого великого князя. Плюс к тому, известно, что в 789 г. у лютичей действительно был единый великий князь Драговит (или Драгувит, Дражко), но, по одним данным, после этого больше никому не удавалось объединить их под властью одного человека.
Как и все балтийские славяне, лютичи были язычниками. И, говоря о лютичах, прежде всего вспоминают их главное святилище – г. Ретра. Первое упоминание об этом святилище мы встречаем в той же «Хронике» Титмара Мерзебургского: «Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост …Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. … Главный из них зовётся Сварожич». По поводу того, о каком городе здесь говорится, у историков нет сомнений: о Ретре. Но у Титмара она названа Ридегостом. А главный бог назван Сварожичем. По описанию Титмара Мерзебургского, город лежал среди большого леса на берегу Доленского озера. Лес этот считался священным и неприкосновенным. Внутри города, куда вели трое ворот, стояло только одно деревянное святилище, стены которого были украшены снаружи рогами зверей, а изнутри резьбою с изображением богов и богинь. В святилище стояли грозные статуи богов, одетые в шлемы и панцири, и первое место среди них занимал идол Сварожича.
Но достаточно скоро после этого Адам Бременский в «Деяниях архиепископов…» и Гельмольд в «Славянской Хронике» называли тот же город Ретрой, а главного бога Ретры – Редегастом: «Их (редарей) город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них — Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы». То есть у Титмара Ридегаст – это город, у остальных хронистов Радегаст – бог. Как это объяснить, не совсем понятно. (Некоторые историки предполагают, что город был переименован и сначала действительно назывался Ридегостом, а потом Ретрой.)
История вильцев-лютичей начинается с полулегендарных событий.
Средневековый Утрехтский летописец сообщает, что лютичи-вильты поддерживали тесный союз с фризами и саксами, имели колонии в голландских землях - города Вильтбург и Славенбург. В окрестностях этих городов до XIX века сохранялось немало славянских названий - Воденице, Бела, Камнь, Свята и т.д. Больше того, Утрехтский летописец сообщает, что лютичи вместе с саксами ходили на Британию еще со времен Хенгиста и Хорсы, с V века, и основали там город Вильтон и графство Вильтшир. Про те времена что-либо сказать трудно, но в VIII-XI веках лютичи не раз тревожили Англию набегами.
В походе против лютичей в 789 г., организованном Карлом Великим, принимали участвовали франки, саксы, фризы, ободриты и лужицкие сербы. «Франки навели два моста через Эльбу, перешли реку и при поддержке союзников нанесли страшный удар лютичам. Хотя, согласно летописи, те дрались упорно, но устоять перед огромными силами союзников не смогли. Карл гнал вильцев до реки Пены, все опустошая на своем пути. Их столица капитулировала, их князь Драговит покорился и дал заложников. Карл был вполне удовлетворен и назначил Драговита великим князем вильцев». Раз Драговит принимал теперь титул от короля франков, то признавал свой формальный вассалитет, и Карл счел, что этого достаточно.
В 806 г. Карл Великий занял, создав немецкое укрепленное поселение, участок на правом берегу Эльбы напротив Магдебурга в земле племени моричан, которое, вероятно, помогало лужицким сербам в войне против Карла, прошедшей чуть раньше, в том же году.
808 г. Король Дании Готфрид, заключив союз с лютичами, глинянами и смольнянами, с нескольких направлений нанес удар по княжеству ободритов. Когда император Карл Великий, узнал о том, что его союзники ободриты в опасности, он срочно отправил на помощь им войско под командованием Карла Юного, но оно не успело подойти вовремя. Для ободритов это имело очень тяжелые последствия, в этой войне была разрушена их столица Велиград (или, как называли его датчане, Рерик).
С Готфридом начались мирные переговоры, хотя в действительности после этого и он, и Карл просто тянули время, накапливая силы для новой большой войны. Но в 810 г. Готфрид был убит своим телохранителем (как считается, то ли сработала агентура Карла, то ли имели место внутренние дворцовые интриги или личная месть, поскольку жестокий король многим успел насолить).
(Также в 810 г. или около того умер и великий князь вильцев Драговит. Правителем велетов стал его сын Любый (Правил: примерно с 810 по 830 гг.) Любый (или Люб, или Люба – так его называют, соответственно, Гильфердинг и Любавский) делил управление со своими братьями, но был среди них старшим и имел наивысшую власть в стране. Погиб в битве с ободритами.)
После этого лютичи продолжили войну одни, без датчан, захватив крепость в Саксонии. Но в 811 - 812 гг. против лютичей Карлом были предприняты два похода. В первом франки отбили и восстановили взятую ими крепость, во втором нанесли решительное поражение и взяли заложников.
Следующие несколько десятилетий жизнь велетов текла, видимо, мирно и только один раз была прервана войной, на этот раз с ободритами. Это столкновение произошло, вероятно, где-то в начале 820-х годов.
После этого великим князем был избран и с этого времени и по 860 г. велетами правил старший сын Любого Мелигаст (Гильфердинг называет его Милогость, а Любавский называет – Милогост), а потом опять же примерно до 870 г. его брат Челадраг. Причем М. Любавский добавляет к этой смене власти интересную деталь: «Но так как этот Милогост стал править не по обычаям велетов, народ отобрал у него власть и вручил ее младшему брату Цалодрогу» (то есть Челадрагу). То же самое, короче, говорит Гильфердинг. После этого никакие великие князья лютичей вплоть до 980 года вообще не известны и считается, что после Челадрага велетский союз долгое время существовал без великого князя. Логически можно предполагать, что династия великих князей велетов пресеклась на Челадраге, и после этого лютичи вообще не стали выбирать себе нового единого великого князя.
Племена лютичей, жившие подальше от саксов, оставались в Х веке еще независимы. Но в 934 г. были побеждены германцами и обещали платить дань укране (укры). В 936 г. редарии попытались восстать против германцев и перебили группу из лучших людей из посланного против них немецкого войска, но новый германский король Оттон I сумел заключить с ними мир, и они согласились платить дань. К 940 г., используя внутреннюю борьбу среди полабских славян, германцы под предводительством Герона Железного дошли до р. Одер. Фактически это было присоединение земель лютичей к германскому государству. Как можно понять из комментариев к «Деяниям саксов» Видукинда Корвейского, даже еще до полного покорения лютичских племен на их землях для упрочнение власти германцев была образована марка Герона, или Восточная марка (охватывавшая не только земли лютичей, но и более южные славянские территории). И уже после ее создания к ней были присоединены в том числе укране. После смерти маркграфа Герона в 965 г. земли лютичей стали называться Северной маркой. И ободритская, и лютичская страна (и не только они) были обложены феодальными податями и церковной десятиной. Непосредственными вдохновителями этой захватнической феодальной политики были Магдебургское и Гамбургско-Бременское архиепископства, а также маркграфства Ост и Нордмарк; в Бранденбурге (Браниборе), Бабельберге и Ольденбурге (Староградке) были основаны епископаты (на карте здесь все марки – это именно территории, которые были присоединены в то время к государству германцев).
Захватническая политика германцев вызвала ожесточенное и длительное сопротивление лютичей, особенно проявившееся при смене германских правителей. В 936 г. против Оттона I (936—972) выступили полабские лютичи и Чехия. Восстание лютичей охватило многие племена (ротари, шпревяне, стодоряне, лужичане, слупяне) и продолжалось с 936 по 940 г.
В середине Х в. на территории лютичей создаются епископства (Гавельбергское, Браниборское). Германцы энергично старались христианизировать славян.
Большое выступление против германцев произошло в 954-955 гг., которое началось с того, что восстал небольшой народ укров, входивший в лютичский союз, а закончилось битвой на реке Ракса на территории ободритов. Закончилось оно в тот раз поражением славян. Еще несколько раз в следующие годы славяне пытались бунтовать и восставать против германцев, но сил для победы не хватало.
Почти 60 лет лютичи терпели господство германцев над собой, платя им дань, но не оставляли попыток сбросить с себя их власть.
Поводом к новому восстанию именно в 983 г. послужило, возможно, то, что в Восточно-Франкском королевстве (которое и завоевало лютичей в 929 г. при короле Генрихе I Птицелове) в 983 г. войска были отчасти оттянуты в Южную Италию, которую Оттон II пытался завоевать (уже владея Римом), но неудачно, и не перенеся поражения там, впал в уныние и болезнь, а в скором времени после начала восстания славян, там же в Риме 7 декабря 983 г., умер, и на трон был посажен его трехлетний сын Оттон III, но при этом претензии на престол предъявлял также Генрих Баварский, что в сумме создало на некоторое время ослабление власти германцев, чем и воспользовались лютичи. Как только восстание началось, посаженный немцами епископ Бранибора Волькмер и маркграф Дитрих сбежали без сопротивления (за что последний был отставлен от должности маркграфа). Все немецкое духовенство Бранибора попало в плен к лютичам. «В течение нескольких недель они освободили свою территорию и восстановили свой прежний племенной строй. В Ретре стало собираться "народное собрание", решавшее вопросы племенного союза. Языческий культ получил широкое развитие. В Ретре находилась главная святыня, одновременно это был сборный пункт для общих боевых походов. Как сообщают хронисты, роскошные языческие святилища возникли и во многих центрах племен, составлявших лютичский союз»
В том же 983 г. были освобождены находившиеся до того некоторое время под властью ободритов хижане и череспеняне. Свободный, независимый лютичский союз был восстановлен, в него теперь входили четыре племени: ратари, доленчане, хижане и череспеняне.
В 985 г. германцы попытались в союзе с поляками, которыми правил тогда Мешко I, напасть на лютичей. Но нет никакой информации о том, что этот поход против славян был хоть сколько-нибудь успешным.
И по словам того же Титмара Мерзебургского, очень скоро после того лютичам довелось поучаствовать еще в одном конфликте, в войне Польши и Чехии за Силезию: «11. (9.) В то время Мешко и Болеслав, рассорившись между собой, наделали друг другу много зла». В редакторском примечании примечании к этой фразе Титмара говорится: «В 990 г. Мешко пытался присоединить к Польше чешскую Силезию». Читаем дальше: «Болеслав призвал к себе на помощь всегда верных ему и его предкам лютичей. Мешко же обратился за поддержкой к названной императрице». Здесь Болеслав – правитель Чехии; под обращением Мешко к императрице имеется в виду обращение его к германцам. Так лютичи поучаствовали в польско-чешском конфликте вокруг Силезии 990 года. Причем лютичи, по словам Титмара, заняли в этом конфликте, видимо, очень агрессивную позицию: «Ведь союзники Болеслава требовали, чтобы он никого из наших не оставил в живых» и здесь союзники – это, видимо, лютичи, а говоря «никого из наших», Титмар имеет в виду германцев. Впрочем, поскольку Мешко и Болеслав вскоре решили заключить мир, то кроме участия на словах, в настоящих военных действиях в этом конфликте лютичам поучаствовать так и не удалось, за исключением одного инцидента, рассказывая о котором, Титмар говорит о Мешко: «Возвращаясь оттуда, он осадил город, называемый … (название города неизвестно), и, поскольку горожане не оказали сопротивления, овладел им вместе с его владельцем, которого затем передал для казни лютичам. Те, не медля, принесли жертву своим богам-покровителям прямо у ворот города».
Причем интересно, что после этого, в 991 г., один из германцев по имени Кицо перешел на сторону лютичей. И, как пишет Титмар, лютичи, заметив, что он им полностью предан, вверили ему город Бранибор. «Однако, позже, смягчённый нашими уговорами, он передал под власть короля и город, и самого себя» (то есть сдал город германцам) - это уже в 993 г. Лютичи попытались отбить город, но сразу этого сделать не смогли. Только в 994 г. Бранибор снова перешел к славянам. (А, по-видимому, в то время Бранибор и стодоряне уже входили в велетский союз.)
Далее про 995 г. он пишет про германцев: «Король вторгся в [землю] ободритов и разорил [область] вильцев». Точнее – это был поход германцев и на лютичей, и на ободритов, в котором, правда, вынужденно, на стороне германцев участвовали и чехи. Хотя в целом Болеслав II Чешский симпатизировал лютичам и потому ранее, в войне за Силезию 990 года, призвал лютичей на помощь. В том же походе не вынужденно, а вполне сознательно участвовали на стороне германцев и поляки и даже лично польский князь Болеслав Храбрый. В итоге этот поход привел к непрочному миру между германцами и славянами.
Надо сказать, что попытка сотрудничества поляков и лютичей в 990 г. была исключением из общего отношения Польши к лютичам. В целом Польша совсем не дружила с лютичами и именно такую политику вела в течение долгого времени, начиная с образования польского государства под властью Мешко I, который, кстати, в 980 г. женился на дочери Дитриха, маркграфа Северной марки.
Уже со второй половины X века история лютичей начала раз за разом пересекаться с историей польского государства, в тот момент только что возникшего. Еще в 967 г. польский князь Мешко I вел успешную войну с лютичами за Западное Поморье. После этого в конце X в. Польша на некоторое время присоединяет к себе земли славян-поморян между Вислой и Одером и южной группы полабских славян - лужичан и мильчан, угрожает их соседям.
Потом, уже после освобождения лютичей от господства немцев, но (воспользовавшись неким польско-германским конфликтом) заключив в 1003 г. с ними (германцами) союз против Польши, лютичи вынуждают последнюю через год покинуть лужицкую территорию (вскоре она вновь ее захватывает).
Около 1010 г. при помощи германцев и лютичей отпало от Польши и Поморье.
В 1017 г. против Польши выступили единой коалицией немцы, лютичи, чехи. Инициатором похода был император германцев, но поход не принес ему лавров. Объединенная армия некоторое время безуспешно осаждала польский город Немчу, а при отступлении понесла большие потери. А в 1018 г. германский император вынужден был пойти на мирные переговоры.
К этой войне относятся два эпизода, описанных в «Хронике» Титмара Мерзебургского, VII, 47. 1017 г.: «[Богиня лютичей], изображенная на знамени, была задета камнем, брошенным одним из воинов маркграфа Германна; и тогда ее жрецы с прискорбием обратились к императору и получили 12 талантов возмещения. И когда хотели перейти Мильду, то другую богиню в сопровождении 50 воинов потеряли». Подробнее о об этом конфликте говорится в той же работе В.Н. Бодрухина «О роли языческих жрецов у лютичей».
О событиях следующего года тот же Бодрухин пишет: «Титмар сообщает, что в 1018 г. лютичи вторглись во владения ободритского князя Мстислава, не оказавшего им в предыдущем году никакой помощи в совместном с императором военном походе против Польши. Они опустошили значительную часть владений Мстислава, вынудив князя с отборными воинами запереться в Шверине. Во время похода жрецы лютичей вели активную языческую агитацию. Хронист подчеркивает, что описанные события происходили в феврале, а именно в это время язычники чтили посредством очищающих жертвоприношений подземного бога Плутония, называемого также Фебруус. Тогда же жрецам отовсюду приносились дары. Языческая агитация среди восставших против христианства и собственного владыки ободритов, по мнению Титмара, довела князя до того, что ему едва удалось убежать из своей страны. Все построенные в том крае церкви были уничтожены, и ободриты, подобно лютичам, стали язычниками. Восстановить позиции христианства в ободритских землях удалось не сразу».
В то же самое время, как говорит между прочим Гильфердинг при рассказе о событиях 1017 года, христианство уже тогда постепенно проникало и к самим лютичам, но в своеобразном варианте: «Но как ни упорны были Лютичи в язычестве и преданы своим кумирам, а от постоянного столкновения с христианами мало по-малу подвергались влиянию христианства. … Так Лютичи иногда на войне брали с собою крест и несли его впереди, вместе с изображениями богов своих, думая, что христианский Бог и их боги вместе будут им помогать»
В 1028 г. король Польши Мешко II вторгся в пределы германской империи, уведя большое число пленных, и одновременно атаковал лютичей.
Известны также столкновения лютичей с германцами в 1033, 1035, 1045 и далее годах.
Несколько особое значение в череде этих столкновений имеют события 1055-1056 годов. В 1055 году лютичи напали на германцев и нанесли им страшное поражение. В следующем году германский император Генрих III послал в землю лютичей большое войско, но они загнали это войско в непроходимое болото и истребили почти целиком. Такого поражения в славянских землях германцы еще не знали. Генрих III умер очень скоро после этого от лихорадки, но, по всей вероятности, одной из причин его смерти был стресс от такого страшного поражения – об этом говорит скоротечность его болезни и смерти, о чем можно прочитать, например, в «Анналах» Ламперта Гарсфельдского, где Ламперт говорит о Генрихе в те дни: «Оттуда он отправился в Бодфельд, где провёл какое-то время, занимаясь охотой, и узнал, что маркграф Вильгельм и граф Дитрих, которых он отправил с огромным по численности войском против лютичей, погибли в неудачном сражении. Немного погодя он и сам заболел и, пролежав в постели 7 или более дней, умер», а в примечаниях к этому тексту читаем, что злополучное для германцев сражение произошло 10 сентября 1056 г., а умер Генрих уже 5 октября 1056 г.
Зимой 1067/68 гг. в земли лютичей вторгся гальберштадский епископ Бурхард. Целью похода являлось уничтожение Ретры. Зимой следующего года поход против лютичей возглавил сам император Генрих IV, подвергший Лютву страшному опустошению. Ретра и храм Радегаста были разрушены. В результате, если до этого главным, наиболее почитаемым святилищем балтийских славян была именно Ретра, то после ее уничтожения положение дел изменилось. Несмотря на то, что впоследствии лютичи отстроили Ретру заново, главным языческим святилищем балтийских славян с этого времени стала Аркона на о. Руян (Рюген). Когда говорят о Ретре или Арконе, очень часто упоминается, что это были святилища, наиболее почитаемые всеми балтийскими славянами. Сначала таким общеизвестным среди лютичей и наиболее почитаемым святилищем была Ретра. Потом первенство получила Аркона.
Некоторое время после этого лютичский союз еще просуществовал. И окончательно распался он, видимо, только в 1120-х годах. Еще до того, при князе ободритов Генрихе, хижане и череспеняне оказались под его властью. Когда это произошло, точно не известно, но Гельмольд пишет, что в 1113 г. Генрих уже владел землей череспенян и в том году предпринимал вместе с ними из Волегоща поход против руян. Но Генрих умер в 1119 году, и лютичские племена освободились из-под власти ободритов.
Известно также, что в 1060-х годах лютичи помогали поморянам в борьбе с поляками. Возможно, в начале XII века лютичи почувствовали, что на них надвигается очень серьезная опасность от германцев, и сами объединились с поморянами для сопротивления ей. Эта версия выглядит правдоподобнее, чем завоевание поморянами.
В 1127 году Ретра была окончательно сожжена войсками Лотаря. После этого лютичи ее уже не восстановили. (Многие современные историки называют именно эту дату – 1127 г., но нередко также говорят, что она не точна, есть и такие мнения, по которым сожжение Ретры произошло либо в 1125 г. либо в 1147 г. или даже еще когда-то чуть позже в период правления германского короля Конрада III (1138-1152 гг.).) Только тогда западные области лютичей отошли к Ободритскому государству, восточные же уже раньше были присоединены к землям поморян.
Надо сказать, что Северная марка, созданная германцами еще до 983 года и охватывавшая территорию лютичей, формально продолжала существовать и после 983 г. Кстати, маркграф Вильгельм, погибший от рук лютичей в 1056 г. – это именно маркграф, т. е. правитель Северной марки, и это показывает, насколько формально в это время было существование этой марки. Но в конце концов ситуация стала развиваться не в пользу лютичей.
В 1134 году правителем Северной марки стал Альбрехт по прозвищу Медведь. Его по праву можно назвать злым гением славянства. Альбрехт тут же начал наступление на земли лютичей. Первой жертвой его стали гаволяне. Люди были частично истреблены, остальные онемечены. Захваченная территория преобразована в маркграфство Бранденбургское - по названию переименованного славянского города Бранибора. Жители более северных славянских территорий ему еще несколько десятилетий успешно сопротивлялись, а вот в Браниборе он сумел утвердиться.
В 1150 году умер князь Бранибора Прибыслав, после чего город, теперь уже Бранденбург, окончательно стал немецким. Постепенно жившие здесь гаволяне были почти полностью истреблены, а «освободившуюся» территорию заселили германские и голландские колонисты.
С падением этой крепости активная роль брижан и гаволян в борьбе с немецкой агрессией кончилась, но их восточные и северовосточные соседи, защищенные дремучими лесами и труднопроходимыми болотами, ещё не скоро подчинились власти немцев. Как и в завоёванной ранее Вагрии, христианство в долине Гавелы распространялось не путём крещения местных язычников-славян, которые решительно не хотели знать немецкой веры, а путём переселения сюда колонистов из Германии и Нидерландов. В этом деле Альбрехту Медведю усиленно помогали епископы, так как, по словам Гельмольда, с приходом колонистов «множились церкви и возрастало владение десятинами». Таким образом, погоня за церковными десятинами была важнейшим стимулом, заставлявшим духовных князей содействовать заселению славянского края выходцами из Нидерландов и Германии. Утверждение влияния немцев на Гавеле приводило к тому, что епископы стали возвращаться в свои давно покинутые епархии: сначала вернулся (уже в конце 40-х годов) епископ гавельбергский, а затем (в начале 60-х годов) и епископ браниборский». (Проф. Грацианский «Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты»)
В 1160 году территории ободритов перешли под власть саксов.
Последнее крупное восстание, в котором участвовали лютичи, было поднято ободритами в 1179 году. Лютичи присоединились к восставшим. Однако силы оказались слишком неравными. Восстание было наголову разгромлено, по лютичским землям прокатилась волна казней.
Таким образом, к середине XII века лютичи были прижаты германцами к морю, возникли даже концентрационные прибрежные зоны для ненемецкого населения и вдобавок было наложено эмбарго на поставки оружия лютичам.
В результате непрерывной 400-летней войны с германцами, уже начиная с середины Х века некоторые отряды лютичей покидают свои земли в поисках более безопасной среды обитания, основные волны этой миграции были в на юг в направлении Чехии и на восток в направлении бассейна реки Неман.
Теги: история, лютичи, вильцы